Из истории
Термин "шелкография" (serigrafia)
этимологически состоит из двух корней: seri (с греческого:шелк)
и grafia (с греческого: писание, изображение). Это означает,
что происхождение названия относится к работе, связанной с
декорированием шелка или с помощью него.
Шелкография является, наверное, самым древним и практичным
методом печати. Его история относится к далёким векам до нашей
эры.
Согласно
традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о
которых не знают и потому относят их происхождение в далёкие
туманные страны.
Существуют
гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основывающиеся
на том факте, что шелк начали производить в этой стране за
целых 12 столетий до Христа. Но нет, однако, свидетельств,
которые могут с достоверностью это подтвердить.
Согласно
дошедших до нас исторических фактов, шелкография, возможно,
возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в
области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения
указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда
рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Археологические
находки и исторические исследования показывают, что финикийцы
(или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить
рисунки, по крайней мере на ткани, с помощью технологий, которые,
конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют
рождение "множительной" системы, системы "повторения
изображения".
Нужно
рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства,
происходящего от печатания по тканям - шелку или других, -
а как технологию, базирующуюся на повторении относительно
простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов",
на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных
из различных тканей.
Очень
значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий
спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров
Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда
процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались
доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом,
так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения,
полученного только путём вырезания материала, не держал вместе
весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего
рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих
волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом изображение
держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких
волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом,
прижимался к декорированной ткани.
В Европе
в средние века наблюдается распространение этого метода печати,
получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение
метода происходило главным образом в Англии и Франции, где
примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом,
названным P o c h o i r.
В ХVIII
веке это искусство распространяется почти во всех странах
мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали
мебель, стены, ткани и металлические изделия. Большой шаг
вперёд произошёл в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера
запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань
резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (англ.=
печатание шёлком). Отсюда и берет свое название шелкография. |